В таких семьях у родителей значительно чаще выявляются наследственная отягощенность психопатиями, психозами, неврозами. Наследственная отягощенность алкоголизмом существенно не отличается от нормативных данных. Как правило, внутрисемейные отношения характеризуются длительными неразрешимыми конфликтными отношениями. При психологическом исследовании с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» выявляются значительные нарушения в стиле воспитания. При этом нередко встречается сочетание сразу нескольких психологических характеристик: «воспитательная неуверенность», «предпочтение детских качеств», «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания детей», что усиливает дисфункцию семьи.
Можно отметить типичные проблемы родителей, выявляемые при сборе семейного анамнеза:
• стремление выполнять большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;
• страх передачи ответственности подростку, желание контролировать каждый его шаг;
• нарушение границ между системами «Я» и «Другой»;
• требование уважения к себе и отказ в этом подростку;
• неумение играть, отсутствие эмоциональности, запрет на выражение положительных и отрицательных эмоций;
• собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подросткам;
• проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;
• страх неизвестного;
• незнание основных прав личности, способствующих уверенности в себе, подкрепление агрессивного или пассивного способа поведения у подростка;
• стереотипное общение с подростком с частыми обращениями типа «должен», «почему», вызывающими протестные реакции подростков;
• стремление реализовать на подростке собственные недостигнутые цели;
• отсутствие системы правил в семье, приводящее к полной дезориентировке в выборе жизненного пути;
• создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
Практически в каждой семье подростков «группы риска» наблюдается то или иное нарушение границ или выявляются иррациональные установки, связанные с этой проблемой. При такой ситуации стресс, возникающий в одной подсистеме, быстро передается на другую. Развод, алкоголизм одного из родителей вносит дополнительную психотравматизацию. Семьи подростков с высоким риском наркотизации демонстрируют как центростремительные, так и центробежные паттерны взаимодействия. В первом случае подросток связан жесткими семейными границами. Положительное подкрепление чаще возникает внутри системы, чем снаружи, а личностный рост и отделение члена семьи воспринимается негативно. Ребенок вступает в пубертат и юность с хронической зависимостью от родителей, или у него формируется «хроническая беспомощность», представляющая фундамент для многих расстройств поведения.
При центробежных картинах подросток рано и настойчиво «изгоняется» из семьи. Система имеет недостаток внутреннего сплочения, и члены семьи находят позитивное подкрепление вне семьи. Конфликты в семье часто отражают борьбу по приспособлению подростка к нормативным и возрастным кризисам. Редко кто-либо из родителей в таких семьях знает свои задачи в воспитании детей и подростков:
• приобретение подростками независимости, самостоятельности;
• выбор собственного жизненного пути;
• партнерство в подростковой группе;
• становление гетеросексуальных отношений;
• ответственность ребенка за собственное поведение и учебу;
• формирование адекватной самооценки и положительного образа «Я».
Таким образом, фактор семейной дисфункциональности вносит существенную лепту в риск формирования состояний зависимости и пограничных нервно-психических расстройств.