Родителям © ПТК хлебопечения
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Родителям

Семья как основополагающий фактор развития личности ребенка
 
С каждым годом увеличивается число учащихся из неполных семей, семей учащихся, где родители состоят в повторном браке тоже достаточно много. Темы развода, функционирования семьи в разводе и повторного брака актуальны. Предлагаем вашему вниманию материал психологического просвещения, посвященный  этим темам.
Все живые организмы на земле представляют собой гибкие, развивающиеся, постоянно меняющиеся под воздействием окружающей их средысистемы. Семья – также система, единый целостный организм, где отношения между ее членами меняются и развиваются в процессе жизни как ответ на их изменяющиеся потребности и интересы (С. Минухин). Представьте себе человека, у которого по каким-то причинам заболела рука или нога, вследствие чего он становится менее подвижным, менее работоспособным, менее приспособленным к выполнению той или иной задачи, а вдобавок и постоянно ощущает физическую боль и моральный дискомфорт. Не может выполнить элементарные вещи – помыть посуду, что-то написать, взять ложку в руку, сходить куда-то. Другими словами, из-за заболевания одной части тела, страдает весь организм. Так и в семье как едином целостном организме все взаимосвязано – если ругаются родители, заболела бабушка, запил отец, неудачи на работе у матери и т.д. неизбежно возникают проблемы и у ребенка – начинает плохо учиться, прогуливать, обманывать, красть, часто болеть, связывается с плохой компанией. Не всегда ребенок может выразить словами то, что его беспокоит, но думать, что какая-то проблема в семье его не касается и не волнует, абсолютно неверно и опасно как для его физического, так и психологического самочувствия
В последнее время все больше семей разрушаются, не выдерживая испытание временем, обстоятельствами и условиями жизни в семье. И не столь болезненна причина разводов, сколько их последствия, как для взрослых, так и для детей. Это нарастание напряжения, недовольства между супругами, конфликтная обстановка в семье, взаимные обвинения друг друга, втягивание в супружеские отношения ребенка. Причем развод может восприниматься по-разному – как катастрофа либо как выход из ситуации, невыносимой для дальнейшей жизни, психологического здоровья и благополучия семьи (например, насилие в семье и т.д.).
Стадии протекания развода (Каган С., Кюблер-Росс Э.):
1 – «шок и отрицание» - со мной не могло такое произойти… (чувство краха, хаос, отчаяния);
Последствия для родителей: невыполнение/ плохое выполнение семейных обязанностей, ухудшение работоспособности, безразличие ко всем и ко всему.
Последствия для детей: страх потерять 1 из родителей, его любви и заботы, потеря чувства безопасности, ответственность за выбор с кем остаться, угнетенное состояние, рассеянность, вялость, подавленность, взятие на себя ряда родительских обязанностей по дому; либо демонстрация внешнего «безразличия, спокойствия, активности».
2 – «гнев» - почему это произошло именно со мной, как он (она) мог (могла) так со мной поступить… (боль, злость на супруга, настраивание ребенка против супруга/ супруги);
Последствия для родителей: ненависть, угрозы, желание отомстить обидчику, ревность и нежелание разрешать ушедшему родителю общаться с ребенком, настраивание ребенка против него (ее); потеря «лица» в глазах ребенка.
Последствия для детей: непослушание, бунт, протест, нарушение поведения, уходы из дома, плохая успеваемость, раздражительность, недоверие к людям, обвинение родителей, обида на них.
3 – «переговоры, торг» - я теряю контроль над ситуацией, нужно что-то сделать, вернуть все, как было раньше… (суматоха, попытки вернуть любовь, страх остаться одной/ одному, стремление контролировать ситуацию, супруга, манипуляции с ребенком, беременностью, родственниками);
Последствия для родителей: включение родственников, друзей в разрешение ситуации, шантаж, угрозы покончить собой, испортить репутацию, не давать общаться с ребенком, унижение; потеря «лица» в глазах ребенка.
Последствия для детей: обида, разочарование в родителях, манипулирование родителя в свою пользу, страх за собственное будущее, психические заболевания.
4 – «депрессия» - это я во всем виноват(а), я неудачник(ца)… (психические, физические заболевания, жалость к себе, беспомощность, выпивка, попытки самоубийства, употребление наркотических веществ, моральные самоистязания) (1-4 - эмоциональный развод – эмоциональное отделение супругов);
Последствия для родителей: психические, физические заболевания, обесценивание себя, чувство неполноценности, вялость, апатия к жизни, гнетущая тоска, выпивка, попытки самоубийства, употребление наркотических веществ, моральные самоистязания, требовательность к самостоятельности ребенка, занятость на работе, более жесткий или непоследовательный стиль воспитания либо наоборот вседозволенность.
Последствия для детей: чувство вины, психические и физические заболевания, страх за собственное будущее, одиночество, попытки самоубийства, употребление наркотических веществ, нарушение поведения.
5 – «адаптации, принятия ситуации, переосмысления» (5 - психологический развод) - да это случилось со мной, сейчас мне грустно и больно, но я верю в себя и в то, что все у меня скоро наладится и получится… (чувство облегчения, тихая грусть, печаль, но без самоистязаний, самопрощение, самоизменение, самоуважение – новое отношение к себе, вера в себя, самоценность, оптимизм, прощение супруга/ супруги, отпускание ситуации, нет желания мстить, полноценное общение ребенка с 2 родителями без угрызений совести и чувства вины, потребность в поддержании новых контактов, новые занятия и увлечения, поддержка друзей).
Последствия для родителей: возращение утраченного чувства собственного достоинства, вера в себя и возможности преодолеть любые трудности, психологическое благополучие, готовность к новым отношениям.
Последствия для детей: стабильные, ровные отношения с 2 родителями, полноценное общение ребенка с ними без угрызений совести и чувства вины, уверенность в их любви и поддержке, реабилитация доверия к ним.
            Возрастные и половые особенности детей при переживании развода родителей: самые уязвимые дети младшего школьного и подросткового возраста, девочки легче приспосабливаются, чем мальчики, если остаются с матерью и наоборот.
Иными словами, если хотите меньше зла своим детям, и ваш брак распался – расстаньтесь «красиво». В среднем послеразводный период затягивается на 5 лет, но у каждой пары есть своя временная перспектива. Пока не произошел психологический развод, невозможно создание по-настоящему близких отношений (без хвостов прошлого) с другим человеком.
Повторный брак (Лофас Ж., Сова Д.) – характерные особенности повторного брака, на существование которых многие закрывают глаза, но которые от этого не исчезают:
1. Осознайте, что повторный брак не способен функционировать как первичная семья.  
2. Воспримите жестокий факт, заключающийся в том, что воспитываемые вами дети – не ваши и воспринимать вас как своего родителя не могут.
3. Отдавать все силы только родительским обязанностям – не лучший способ решения всех проблем.
4. Обязанности по выработке правил и норм поведения лежат на обоих партнерах.
5. Для каждого члена семьи, включая детей, определите его обязанности и меру ответственности.
6. Помните: лишенные реальной основы надежды и ожидания рождают только активное неприятие ваших планов и чувство глубокого разочарования.      
7. Бывших родителей не существует; есть только бывшие супруги.
8. Будьте готовы к конфликту из-за противоречий между вашей сексуальной и родительской привязанностями.
9. Возможность возникновения конфликта на основе верности ребенка отсутствующему родителю должна быть вами признана на самом раннем этапе ваших супружеских отношений.
10. Сохраняйте в себе чувство юмора и чаще пользуйтесь им.
      
  
Памятка для разведенных родителей,
которые хотят видеть
своего ребенка счастливым
 
 
1. НЕ скрывайте от ребенка ситуацию развода, «тайна» и отсутствие информации многократно усиливают тревогу.
2.  Сообщите ребенку в четкой и ясной форме, что оба родителя остаются для него любящими мамой и папой, они всегда будут рядом и заботиться о нем.
3. Сообщайте о разводе вдвоем (мать и отец) – ребенок должен быть уверен в своей ценности для обоих и отсутствии между ними разногласий в том, как будут строиться их отношения с ним после развода.
4.  Дайте ребенку понять, что все люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порою не могут договориться, но это не означает, что они плохие.
5.   Дайте понять ребенку, что он ничего не должен делать, чтобы помирить родителей, что он не виноват в их разводе, и это было совместно принятое родителями решение.
6. НЕ ставьте перед ребенком вопрос, с кем он будет жить, вплоть до старшего подросткового возраста.
7.     НЕ разделяйте детей (братьев и сестер) между собой.
8.     Предоставляйте ребенку право свободно обсуждать проблему развода с каждым из родителей, пока у него существует необходимость в этом.
9.     НЕ меняйте по возможности привычный образ жизни самого ребенка.
10.НЕ пренебрегайте своими интересами, счастьем и благополучием ради ребенка, ожидая от него впоследствии такого же самопожертвования – ребенок будет счастлив в том случае, если будет счастлив родитель.
11.Сохраняйте сотрудничество с экс-супругом(ой) в области воспитания ребенка.
12.Категорично исключайте любые попытки искажения образа экс-супруга(и), не уходите от разговора о нем (ей) и не избегайте упоминаний о нем (ей) при общении с ребенком.
13.Расширяйте круг общения ребенка за счет посещения клубов, кружков, секций.
14.НЕ превращайте ребенка в предмет торговли, в средство манипулирования супругом.
  
   
ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ
БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
В ПОВТОРНОМ БРАКЕ РОДИТЕЛЕЙ
 
 
1.Беседуйте с ребенком.
2.Дайте ребенку понять, что он не должен притворяться, если не испытывает любви и привязанности к отчиму или мачехе.Этого от ребенка требо­вать нельзя. Обычной вежливости и уважения в начале вашего семейного пути будет вполне достаточно.
3.Дайте ребенку понять, что он не должен испытывать потрясение или страдать от того, что отчим или мачеха не выказывает и, по всей вероятности, не испытывает к нему чувства любви. Не стоит ожидать этого от нового члена семьи.
4.Пусть ребенок знает свое место в семье.Расска­жите ему о его обязанностях и о поведении, которое вы от него ожидаете. Расскажите о мерах поощрения, предус­мотренных за добросовестное выполнение работ по дому, о последствиях, которые его ждут в случае проявления непослушания.
5.Установите традицию проведения еженедельных семейных собраний.Создайте команду единомышленни­ков.
6.Помните о том, что вы являетесь капитанами этой команды, вы, высшие представители мужского и женского начала своей семьи.
7.Возьмите себе за правило заблаговременно планировать времяпрепровождение семьи и, прежде всего, часов досуга.    
8.Относитесь с благожелательностью и сочувст­венным пониманием ко всему, что имеет отношение к встречам детей и их родителей.Помните о том, насколько атмосфера этих встреч нелегка для всех в нее завлеченных.
9.В случае демонстрации ребенком дурного поведения или активного стремления – без видимой на то причины – «нарваться на неприятности» внимательно присмотритесь: может быть, вы сумеете отыскать истинную причину происходящего.
10.Выказывайте друг другу подобающие супругам знаки уважения, особенно в присутствии ребенка. Ребенок не должен ощущать ваше возможное неудовольствие друг другом.      
 

Разделы сайта