Советы психолога © ПТК хлебопечения
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

КАК И ЗАЧЕМ РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ?
(сообщение к педсовету)
 
Формы работы с родителями в учебном учреждении:
×                     Родительские собрания
×                     Индивидуальные встречи, беседы, консультации
×                     Родительские недели
×                     Посещение на дому
×                     Создание родительского комитета
×                     Информация на стендах
×                     Беседы по телефону
×                     Анкетирование, опросы, диагностика 
 
Все данные формы работы с родителями активно применяются педагогами нашего коллектива.
            Каковы задачи семьи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, во-вторых, создавать нормальный микроклимат, который имел бы определенный воспитательный эффект для всех ее членов.
Задачи, которые стоят перед педагогами в работе с родителями:
- 1. Учебно-профессиональная деятельность:
- поощрение интереса родителей к вопросам успеваемости и дисциплинированности учащихся; стимулирование родителей к оказанию посильной помощи своим детям в процессе учебно-профессиональной деятельности, профессионального становления;
- организация проведения открытых уроков для родителей, индивидуальных и групповых тематических консультаций с родителями по проблемам обучения и развития учащихся.
2. Внеучебная деятельность:
- изучение семьи учащихся с использованием массовых, групповых и индивидуальных форм и методов работы (наблюдение, беседа, анкетирование, деловая игра, тренинг, анализ рассказов о семье и семейных традициях, посещение на дому и т. д.);
- использование профессионального и творческого потенциала родителей при организации воспитательных мероприятий;
- укрепление внутрисемейных отношений, связь семьи с учебным заведением через проведение мероприятий с совместным участием учащихся и их родителей (экскурсии, соревнования, конкурсы, праздники ко Дню семьи, Дню матери (14 октября), 8 Марта, Новому году, дни рождения и т. д.).
Работа ведется по следующим направлениям:
×                       - оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической и правовой помощи всем нуждающимся, не зависимо от того обратились они самостоятельно, или мастера и кураторы в процессе воспитательной работы с учащимися вышли на них;
×                       - консультирование по проблемам воспитания, обучения, отношения к труду, духовно-нравственным проблемам;
×                       - профориентация;
×                        - пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек;
×                       - правовая поддержка в вопросах защиты прав и законных интересов детей-сирот и других категорий учащихся (предоставление необходимой информации по вопросам социальной помощи);
×                       - телефон доверия.
Возможно, вы слышали такое мнение, что «нет проблемы детей, есть проблема родителей»? Особую роль в разрешении этой проблемы играет целенаправленное социально-педагогическое и психологическое просвещение родителей, что мы и пытаемся осуществлять при каждой встрече с ними.
Предлагаю вашему вниманию памятку по организации работы с родителями:
o        Каждая встреча, беседа, выступление должны иметь четкую цель.
o        Следует заранее спланировать ход беседы.
o        Регулярные беседы, встречи с родителями постепенно приобретают традиционный характер, становятся важными и необходимыми. Важно не упустить время, дальше будет сложнее налаживать контакты.
o        Перед встречей с родителями позаботьтесь о своем внешнем виде, который придаст вам уверенности, повлияет на усвоение ваших слов собеседниками.
o        Если встреча происходит в большой аудитории, следует разместиться компактно, если в маленькой – соблюдать дистанцию.
o        Помните, что очень важны первые минуты встречи: улыбнитесь, начните беседу с импонирующих родителям мыслей, которые они разделяют с вами. Стоит вспомнить совет В. Гёте, он говорил, что если общаться с ближними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.
o        Не затягивайте встречи (соблюдайте регламент), завершайте их умело – не следует говорить: «В заключении хотелось бы еще сказать» или «Видимо вы уже устали» и т.д. – сформулируйте в конце основные мысли, которые лучше запомнятся родителям, привлекут их к активным действиям.
o        Поблагодарите родителей за участие в разговоре, выразите надежду в его полезности для всех сторон.
Методы работы
Упражнение для работы с педагогами, учащимися, родителями. Эта методика относится к ситуативным, т.е. может применяться неоднократно.
Стихотворение о себе
«Вот я какой(ая)»
            Я начинаю каждую строчку, вы самостоятельно продолжаете:
Я – (2 своих качества, прилагательных)
Мне интересно –
Я слышу –
Я вижу –
Я хотела бы –
Я – (2 своих качества, прилагательных, можно повториться)
Я представляю себе –
Я чувствую –
Я прикасаюсь –
Я беспокоюсь –
Я плачу –
Я – (2 своих качества, прилагательных)
Я понимаю –
Я говорю – (фраза, в истинность которой вы верите: пословица, строчка из песни и т.д.)
Я мечтаю –
Я пытаюсь –
Я надеюсь –
Я – (2 своих качества, прилагательных)
Я уникальна, потому что –
Хотя я далека от совершенства, я –
 
            А теперь внимательно прочтите…
 
            Еще одна методика – «синквейн» (слово французского происхождения, обозначает стих из 5 предложений). Синквейн также можно применять для начала родительского собрания, а также в начале урока для активизации знаний и в конце – для рефлексии.
Синквейн
1.                 Тема
2.                 Два прилагательных, характеризующих тему
3.                 Три глагола, характеризующих тему
4.                 Одно предложение, характеризующее тему
5.                 Одно слово (как вывод)
 
Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся
I.Общая характеристика семьи:
1.                 Состав семьи: полная, формально полная, неполная.
2.                 Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
3.                 Типовое состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность;
- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
4. Стиль семейного воспитания: попустительский, демократический, авторитарный, неустойчивый.
5. нарушения семейного воспитания:
- доминирующая гиперпротекция (сверхопека);
- потворствующая гиперпротекция;
- гипопротекция (внимание не уделяется);
- эмоциональное отвержение;
- жестокое обращение;
- повышенная моральная ответственность.
6. Отношение к учебному заведению: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
II. Особенности семейного воспитания:
1.                 Родители создают условия для правильного развития ребенка:
- нормальные жилищно-бытовые условия;
- организация места для занятий;
- создание домашней библиотеки;
- наличие места для отдыха;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима.
2. Родители развивают познавательные интересы учащегося:
- просматривают и обсуждают телепередачи;
- читают книги, беседуют о прочитанном;
- совместные походы в театр, кино;
- поощряют любимые занятия ребенка.
3. Родители оказывают помощь в обучении, в организации домашнего труда.
4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
5. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
6. Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
7. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.
8. Родители справляются с воспитанием ребенка.
III. Недостатки семейного воспитания (назвать).
IV. Причины недостатков (выбрать соответствующее):
- неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);
- отсутствие единых требований;
- незнание психологических особенностей своего ребенка;
- низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей;
- отсутствие контроля, безнадзорность, психологическое непринятие ребенка родителем(ми);
- использование антипедагогических мер воздействия;
- неправильная оценка учащегося, идеализация ребенка;
- невыполнение рекомендаций педагога;
- неверие в возможности ребенка, в свои силы;
- переоценка воспитательных возможностей семьи;
- гиперпротекция;
- другие причины (указать какие).

Разделы сайта