Рекомендации © ПТК хлебопечения
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации

Взаимодействие куратора с СППС
Беседа-лекция на тему:
 
«ДИАЛОГ И КОНФЛИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ»
 
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невоз­можен без противоречий, конфликтов. К сожалению, в теории и практике воспитания распространено мнение, что конфлик­ты в педагогическом общении - явление отрицательное и потому нежелательны. Они свидетельствуют лишь об изъя­нах, недостатках воспитательной работы. Обращает на себя внимание направленность большинства исследований в области конфликта - это поиск путей его устранения, избе­жания любой ценой.
В действительно, однако, конфликт, будучи острой фор­мой проявления противоречия, выполняет не только нега­тивную, но и конструктивную функцию. При выяснении роли конфликта принципиально важен конкретный подход. Один и тот же конфликт может быть разрушительным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоя­тельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкрет­ной ситуации.
Исследования проблем педагогического вмешательства в конфликт обнаруживают, что педагоги часто испытывают затруднения в их решении. Конфликтные ситуации действи­тельно нарушают сложившийся, привычный ход событий, но они и открывают возможность для развития нового опыта участников, для выхода на новый уровень взаимодействия. В этих ситуациях, как правило, заложены две возможности: можно воспринять конфликт как угрозу своему «Я» - своему престижу, например личному благополучию, а можно отнес­тись к конфликту как шансу решить назревшие противоречия и тем самым продвинуться в развитии личности и ситуации. В первом случае обычно это непродуктивное отношение к конфликту, «отстаивание чести мундира», во втором - продуктивный подход.
Как будет разрешена конфликтная ситуация, определяется не только и не столько характером самого конфликта, сколько отношением педагога к ситуации.
Как он воспримет конфликт, как отнесется к нему - это оказывается решающим для преодоления сложной ситуации.
Исследования, проведенные на контингенте студентов педагогических вузов, обнаружили достаточно высокую готовность будущих педагогов пользоваться репрессивными мерами в сложных педагогических ситуациях, каковыми являются конфликты. Распространено восприятие конфликта как личной угрозы; переживание в связи с этим нервно-психического напряжения часто приводит к стремлению «сохранить лицо»; естественно снять это напряжение, исполь­зуя, например, унижающие достоинства воспитанника характеристики, угрозы наказания. В результате негативное эмоциональное состояние снимается или минимизируется, однако действительное устранение конфликтной ситуации не достигается.
Продуктивность в разрешении педагогически сложных ситуаций предполагает, прежде всего, выраженную готовность учесть позиции другого, в данном случае воспитанника, его интересов, мотивов, возможностей и т.д. Сохранение пози­ции сотрудничества с воспитанником и в условиях конфлик­та - принципиальный момент в спектре умений педагога.
Односторонность и категоричность («Я лучше знаю, как ему здесь нужно поступить!»), желание «власть употребить», неумение выслушать - плохие помощники в конфликтных ситуациях. В плане воспитания это приводит к неблагоприят­ным последствиям в виде неприязни, отчуждения, затрудняющих или разрушающих контакт. В исследованиях было выявлено, что продуктивность в решении конфликтных си­туаций падает, если участники фиксируются на упреках и обвинениях в адрес партнера, если уклоняются от ответст­венности за возникновение конфликтных отношений. Кому, как ни педагогу проявить инициативу в принятии этой ответственности!
Правильное отношение к конфликту предполагает его восприятие не как досадной помехи, а как творчески решаемой задачи. Конфликт играет активную познавательную роль: он дает возможность практически проверить, усовершенствовать имеющиеся у сторон образы друг друга и общей ситуации. Для педагога конфликт представляет возможность ускорен­ного продвижения в понимании личности воспитанника и стимул к собственному росту. Если острая ситуация восприни­мается как получение обратной связи, это способствует разви­тию самоанализа, критичности, связанной, в частности, с пере­осмыслением представлений о себе, своих резервных воз­можностях. Вскрывая объективные расхождения, существующие между сторонами, «узкие места» личности педагога и (или) воспитанника и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает отношения от подтачивающих их помех и тем самым способствует стабилизации, оздоровлению контактов.
От педагога требуется немалое мастерство для распозна­ния подлинного конфликта, когда он скрывается, например, за некоторым другим, поверхностным. Возникшее столкно­вение может служить проявлением другого, обычно более серьезного, возможно, неосознаваемого конфликта. Важно помнить, что конфликт может распространяться: например, конфликт по одному поводу может перейти в конфликт по другому поводу. В этом случае восстановить его подлинные предпосылки - непростая задача. Это, в частности, проис­ходит, когда конфликт, возникший на личной почве, пере­стает в деловой и обратно. Могут быть ошибочно поняты сами стороны конфликта: например, педагог порицает воспи­танника за то, что тот был вынужден сделать, исполняя предписание родителей.
При исследовании взаимоотношений в классах учителю довольно часто приходится сталкиваться с серией, на первый взгляд, неоправданных, частных конфликтов, которые на самом деле представляют какой-то более глубокий, серьезный конфликт. Последний, являясь базовым, распространяется, обрастая совокупностью внешних, более мелких конфликтов. Здесь можно говорить о, своего рода, истории конфликтных отношений.
В плане управления конфликтом, с одной стороны, сущест­венна его, по возможности своевременная, диагностика, распознавание симптомов. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что общение - это в значительной мере твор­чество: в нем всегда есть нестандартные ситуации, нечто та­кое, к чему невозможно целиком подготовиться заранее, чему невозможно наверняка заранее научиться и для чего приходится заново искать собственные решения. В воспитательной работе постоянно возникают новые ситуации, когда в условиях большого набора альтернатив педагогу предстоит принять нестандартное решение, ориентируясь на специфические особенности данного конкретного положе­ния, его конкретных участников, а также свои собственные возможности. Отсюда следует важность позиции открытости поиску нового - знания, опыта, умения импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая приверженность к старым сложившимся образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застиг­нутым врасплох и т. п.
 
Педагог-психолог                                                                                             О.И. Петрук
 

Разделы сайта